Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Ростовской области
 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

« Большелогский центр помощи детям»

                                 

 

 

Протокол № 2

заседания методического  объединения

Повестка дня:«О ходе реализации педагогическим коллективом обновленных ФГОС»

 

От 15 апреля  2023 г

Присутствовали:

 Руководитель РМО Ткаченко Л.И.

 Педагоги и специалисты учреждения.- 12 чел.

Повестка заседания:

  1. О ходе реализации педагогическим коллективом обновленных ФГОС СОО.
  2. Анализ раздела по самообразованию
  3. Анализ проведения   конкурса разговоры о важном

Ход заседания:

По данному вопросу слушали заместителя директора по ВиРР  Дорогань Е.А., которая информировала об изменениях, внесенных в обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Итак, обновлен ФГОС СОО. Означает ли это, что данный документ представляет собой новый федеральный стандарт? Нет. Это означает, что в ФГОС СОО 2012 года внесены обновления. Причем обновления внесены только во второй раздел ФГОС СОО. Далее при сравнении формулировок ФГОС СОО 2012 года и 2022 года отмечается их уточнение, а не коренное/принципиальное изменение. Согласитесь, что этого мало для того, чтобы считать его новым стандартом. Поэтому указание года после ФГОС СОО - 2022 – означает дату внесения обновлений.

По какой же причине внесены изменения во ФГОС СОО 2023 года?

Обновление проведено в соответствии с принципом единства образовательного пространства, одного из основных принципов государственной политики в сфере образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 3).

Обновление ФГОС старшей школы позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Обновления осуществлены с целью сохранения единства образовательного пространства, подходов к реализации обучения и воспитания учащихся. В обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО просматриваются единые тенденции изменения требований к результатам освоения программ, их содержание.

В содержании ФГОС СОО конкретизировали формулировки, чтобы убрать разногласия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками КИМов (контрольно-измерительных материалов, которые используются для итоговой аттестации школьников).

Раньше такие предметы как право, экономика, естествознание, «Россия в мире», астрономия и экология школьники изучали по выбору, но темы этих дисциплин не входили в КИМы. Знания детей не проверялись. С включением этих предметов в состав обязательного учебного плана знания по ним будут проверять в рамках итоговой аттестации.

В-третьих, обновление ФГОС СОО позволит усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Учебный план

Учебный план старшей школы должен содержать обязательные учебные предметы:

  • русский язык,
  • литература,
  • иностранный язык,
  • математика,
  • информатика,
  • история,
  • география,
  • обществознание,
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • физическая культура
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Данный перечень отличается от перечня учебных предметов, которые предлагались ФГОС СОО 2012 года. Сразу скажем, что исключений каких-либо предметов во ФГОС не предполагается. Давайте убедимся в этом.

Из перечня предметов ушел предмет «астрономия», но его изучение полностью вошло в школьный курс предмета «физика». Результаты изучения астрономии полностью

«перекочевали» в результаты изучения физики. Таким образом, данный предмет не исключен из учебного плана старшей школы, а учебный предмет «Физика» становится интегрированным учебным предметом.

Из перечня предметов ушли предметы «Экономика», «Право», но они вошли в предмет «Обществознание» с целью усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования. Обратите внимание, что в предмет «Обществознание» вошла и финансовая грамотность, преподавание которой станет обязательной с 2023- 2024 учебного года. Также в состав «Обществознания» вошла часть тем из предмета «Россия в мире» (см. ниже). Таким образом, данные предметы не исключаются из учебного плана старшей школы, а входят в содержание другого учебного предмета, при этом

«Обществознание» становится интегрированным учебным предметом. Аналогичная ситуация с преподаванием предметов «Естествознание» и «Экология»:

их нет в учебном плане в перечне учебных предметов, но само содержание рассредоточено в преподавании биологии, химии, физики, усиливая их содержание. Таким образом, и данные предметы нацелены на интегрированное преподавание дисциплин.

Министерством просвещения РФ было заявлено об усилении исторической составляющей предметов учебного плана с 1 по 11 класс. Это усиление нашло отражение и в содержании преподавания истории в соответствии с обновлениями ФГОС СОО 2022 года. Из перечня предметов ушел предмет «Россия в мире». Его содержание вошло в историю и обществознание. В настоящее время разработан и проходит апробацию новый учебный предмет «Россия – моя история». Данный курс появится в старших классах. Он вводится для того, чтобы сформировать целостное представление об истории нашей страны.

Как заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на встрече с журналистами, ученики 10-х и 11-х классов прослушают курс «Россия – моя история». Планируется, что на этих занятиях старшеклассники еще раз пройдут программу по истории страны, повторят значимые события и узнают об их влиянии на становление российского государства.

По словам министра, этот курс снимет вопрос, который не раз звучал в последнее время. Он касается недостаточного изучения в школах истории своей страны. Такой курс позволит сформировать «целостное представление об истории», считает министр. Кроме того, Сергей Кравцов отметил, что программа будет рассчитана не только на старшеклассников, но и на студентов колледжей и техникумов. Сейчас, согласно действующим образовательным стандартам, основную часть материала по российской новейшей истории ученики проходят в 9 классе.

Важно  отметить,  поскольку  такие  предметы,  как  «право»,  «экономика»,

«естествознание»,   «Россия    в    мире»,    «астрономия»,   «экология»,                           выбирались школьниками самостоятельно, то темы, изучаемые в их рамках, не включались в контрольно-      измерительные    материалы                           всероссийских      проверочных   работ                  и Государственной итоговой аттестации. Знания по этим учебным предметам не проверялись.

Благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО, эта работа будет систематизирована, и содержание всех обозначенных во ФГОС учебных предметов будет проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур, то есть знания по предметам, вошедшим в учебные предметы нового учебного плана, появятся в ВПР и ЕГЭ.

Таким образом, ни один из предметов не ушел из школьной программы. Более того, образовательная организация теперь вправе включить в учебные планы любые дополнительные учебные предметы и курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями учреждения.

Обновление ФГОС старшей школы позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Всего учебным планом старшей школы предусмотрено 16 учебных предметов:

  • русский язык,
  • литература,
  • родной язык
  • родная литература
  • иностранный язык,
  • второй иностранный язык
  • математика,
  • информатика,
  • история,
  • география,
  • обществознание,
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • физическая культура/адаптированная физическая культура
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в указанной организации необходимых условий.

Учебный план должен содержать обязательные учебные предметы:

  • русский язык,
  • литература,
  • иностранный язык,
  • математика,
  • информатика,
  • история,
  • география,
  • обществознание,
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • физическая культура
  • основы безопасности жизнедеятельности,

Не менее двух учебных предметов учебного плана должны преподаваться на углубленном уровне. Их надо выбрать из предметной области, соответствующей профилюобучения, или смежной с ней. Наличие универсального профиля не является исключением: два предмета должны изучаться на углубленном уровне. Разрешено не вводить    углубленное    изучение   только    в                 АООП.            Для             учебных планов         АООП предусмотрели замену физкультуры на предмет «Адаптивная физическая культура». Во внеурочную деятельность надо включить занятий по программе коррекционной работы. На углубленном уровне могут изучаться следующие предметы:

  • литература
  • иностранный язык
  • математика
  • информатика
  • география
  • обществознание
  • физика
  • химия
  • биология

Только на базовом уровне изучаются:

  • русский язык,
  • родной язык,
  • родная литература,
  • история,
  • физическая культура,
  • ОБЖ.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(-ых) проекта(-ов).

Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах среднего общего образования предусматривают:

  • замену учебного предмета "Физическая культура" на учебный предмет "Адаптивная физическая культура";
  • включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы.

 

Преподавание финансовой грамотности Преподавание финансовой грамотности станет обязательным в старших классах соследующего учебного года.

Финансовую грамотность включат в школьный курс «Обществознание» в 10–11- х классах со следующего учебного года.

Старшеклассники получат системные знания о финансовом рынке, о задачах и функциях Банка России, о финансовых технологиях, причинах и последствиях инфляции. Учебный курс также включает темы, связанные с личными финансами и защитой от финансовых мошенников, с бюджетным регулированием и налогами, а также с

особенностями профессиональной деятельности в финансовой сфере.

Финансовая грамотность включена в федеральные образовательные стандарты для старшей школы приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Работа над этими изменениями шла при экспертном участии Банка России и Министерства финансов.

Выступила председатель МО учителей математики и информатики Карповская Лариса Викторовна по теме «С деньгами на ты. Зачем быть финансово грамотным» (Приложение 1).

Решение:

  1.  На заседаниях методических объединений изучить опыт педагогов по обновленным ФГОС СОО в рамках предметных областей.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

  1. По второму вопросу слушали педагоголв учреждения, которые осветили темы по самообразованию.Анализ раздела по самообразованию

 Хомицкая Т.М.:.Единая методическая проблема учреждения«Создание условий для повышения качества образования в процессе введения ФГОС  третьего поколенияпоколения». Исходя из  проблемы, были выбраны следующие   методические проблемы среди которых: «Формирование   умений самоорганизации учебной деятельности у   школьников в условиях реализации ФГОС».

Целью  самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у учащихся путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.

Задачи профессионального самообразования: изучить и применять новые педагогические технологии, развивать познавательную активность у учащихся, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Для достижения поставленных задач, мною была проделана следующая работа: обмен опытом на семинарах, посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; участие в педагогических советах школы; изучение научно – методической и учебной литературы, участие в работе методического объединения школы, обмен опытом через электронные СМИ

№ п/п

Мероприятие / класс

Дата

Уровень

1.

Открытое мероприятие в  областномсеминаре для воспитателей  и педагогов доп образования

 12.02.2023

 областной

2.

 Дальновечный проект Великие люди России

 В теч. годла

 учреждение

 

Выступление и участие на  педсовете.

 Формирование мотивации  к обучению у воспитанников , посредством включения в дополнительное образование.

Воспитательная работа велась в соответствии с планом воспитательной работы лицея, основными знаменательными датами и скорректирована с учетом пожеланий  педагогов учреждения и детей. Поставленные задачи решались через беседы,   часы- общения, викторины, просмотры фильмов, экскурсии, конкурсы, игры.

 Воспитанники активно включаются в деятельность дополнительного образования, принимали участие во всех   мероприятиях , марафонах, конкурсах.  

По результатам комплексной работы были выявлены слабоуспевающие воспитанники.   Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны  педагогов и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении.

С заданиями образовательного минимума не справился Рогаткин Эдуард – 3 четверть (русский язык, математика). Ребёнок направлен в городскую ПМК, они были на приеме у дефектолога, у психотерапевта, но до конца так и не прошли.

Выводы:

Активизировать работу по распространению своего опыта, принимать участие в

вебинарах, публиковать свои материалы и учеников на СМИ.

Организовать работу сильными и со слабыми учащимися.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

 

  По третьему вопросу слушали Ткаченко Л.И., руководителя РМО. Цель: выявление успешного опыта применения и адаптации методического кейса внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Конкурсное испытание проходило в формате  анкетирования внеурочного занятия «Разговоры о важном».Участниками испытания стали воспитанники учреждения. 

Конкурсное испытание «Внеурочное занятие «Разговоры о важном» проводилось впервые. Целесообразность такой формы испытания обусловлена необходимостью заострить внимание воспитателя на значимости проекта «Разговоры о важном», его методологии, методике проведения занятий отличной от организованной деятельности.

Общая тема внеурочного занятия «Прорыв блокады Ленинграда» была определена официальным расписанием цикла внеурочной деятельности проекта «Разговоры о важном». Место проведения внеурочного занятия   конкурсант был вправе определить самостоятельно, время проведения внеурочного занятия варьировалось от 30 до 40 минут. На этапе подготовки к конкурсному испытанию, конкурсанты самостоятельно, заранее (исходя из времени публикации методических материалов занятия на официальном сайте) изучили методические материалы занятия по теме «Прорыв блокады Ленинграда», выбрали материалы для проведения внеурочного занятия, адаптировали под особенности своего класса. Внеурочное занятие цикла проекта «Разговоры о важном» на тему «Прорыв блокады Ленинграда» проводилось очно, внутри образовательных организаций по месту работы участников и транслировалось в формате онлайн для экспертов и зрителей.Следует отметить актуальность конкурсного испытания, уровень подготовки  воспитанников,  (дети знают о проекте «Разговоры о важном», включались в разнообразные формы работы, были активны). Критерии оценки конкурсного испытания были разработаны на основе методических рекомендаций проведения внеурочных занятий проекта «Разговоры о важном». Ответственный за разработку критериев - , заместитель директора Дорогань Е.А.

Дети  оценивались   по следующим критериям:

Критерии оценки внеурочного занятия

«Разговоры о важном»

Количество баллов

Средний балл/% выполнения

1

Содержание:

0-14

9,48

68%

использование рекомендуемых методических материалов

0-2

1,44

72%

адаптация рекомендуемых методических материалов под аудиторию

0-4

2,88

72%

применение педагогом активных форм проведения занятия

0-2

1,16

58%

акцентирование внимания на региональном компоненте

0-2

1,52

76%

2

Воспитательный аспект занятия:

0-14

9,92

70%

организация ценностно-ориентированной коммуникации на занятии (насыщенное социально значимое содержание занятия, затронуты ценностные аспекты жизни)

0-2

1,72

86%

направленность занятия на формирование конструктивной и ответственной позиции личности воспитанника

0-2

1,52

76%

включённость обучающихся в подготовку занятия

0-2

1,32

66%

эстетическое оформление пространства

0-2

1,04

52%

место проведения соответствует теме занятия

0-2

1,88

94%

3

Результативность:

0-10

6,48

65%

достижение поставленных целей и задач внеурочного занятия

0-2

1,56

78%

рефлексия, обратная связь от  воспитанников

0-4

2,08

52%

 

целесообразное использование технических средств и цифровых образовательных ресурсов, использование рекомендуемых методических материалов, их уместность

0-2

1,56

78%

 

 

 

 

В рамках работы по патриотическому воспитанию, реализации модуля «Будущее России. Данный опрыт необходим.

 Решение:

1.Активизировать результативность проекта «Разговоры о важном»   

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

 

 

Руководитель РМО Ткаченко Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

По седьмому вопросу слушали заместителей директора по УВР Макарову И.А., Виноградову А.П., Зайцеву Ю.В. об итогах мониторинга учебного процесса за первую четверть. Заместители директора по УВР зачитали справки (Приложение 5).

Решение:

    1. Проанализировать результаты обучения за I четверть 2023/2024 учебного года на методических объединениях, показатель «резерва», «неуспеваемости» и принять меры по улучшению результатов во II четверти 2023/2024 учебного года.
    2. В целях повышения качества знаний учителям-предметникам обратить внимание на обучающихся, имеющих отметку «3» и «4» только по одному предмету.
    3. Повысить эффективность системы контроля, обеспечивающей работу со слабоуспевающими обучающимися.
    4. Использовать в педагогической практике учителями-предметниками развивающих технологий и технологии индивидуальных образовательных маршрутов.

 

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

По восьмому вопросу слушали заместителей директора по УВР Макарову И.А., Виноградову А.П., Зайцеву Ю.В. об итогах проведения стартовых диагностик и школьного этапа Всероссийских олимпиад по предметам.

О единых подходах к формированию графиков оценочных процедур в государственных общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга в 2023/2024 учебном году.

 

Документы:

  1. Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика оценочных процедур в общеобразовательных учреждениях в 2021/2022 учебном году, утвержденные письмом Минпровещения России от 06.08.2021 № СК-228-/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-0
  2. Распоряжение Комитета по образованию от 24.05.222 № 1011-р «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся в Санкт-Петербурге и плана-графика мероприятий по развитию системы оценки качества подготовки обучающихся в Санкт-Петербурге».

Решение:

    1. Принять к сведению.
    2. Организовать подготовку обучающихся к районному этапу Всероссийских олимпиад по предметам.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

По девятому вопросу слушали заместителей директора по УВР Виноградову А.П. и Зайцеву Ю.В. о подготовке обучающихся 9 и 11 классов к ГИА -2024 (“Циклограмма подготовки к ГИА-2024”).

Решение:

      1. Принять к сведению.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

 

По десятому вопросу слушали заместителя директора по УВР Зайцеву Юлию Владимировну, которая познакомила присутствующих с работой учителя по профилактике неуспеваемости.

Основные принципы неуспеваемости учащихся

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образования личности:

 

а) пробелы в знаниях и специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.). Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. Различные формы взаимопомощи.
  6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  3. Индивидуальный подход к учащемуся.
  4. Специальная система домашних заданий.
  5. Усиление работы с родителями.
  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

  1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

  1. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
  2. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
  3. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
  4. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
  5. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
  6. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

 

  1. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее

«трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

  1. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

 

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

 

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение     к содержанию учебного материала

Наиболее                      легкий занимательный материал независимо от его важности,

значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

 

Отношение     к процессу учения

(усвоения знаний)

Действует учитель-

-ученик                       только воспринимает

Ведущим остается учитель,    ученик

участвует                                   в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик,                              учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действу ет

самосто ятельно

Отношение     к

себе,         своим силам

Поощрение

успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к

работе,                 требующих некоторых усилий

Поощрение     успеха     в

работе,                       требующий значительных усилий

 

Отношение     к учителю(колле ктиву)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность

,

внимание,                        личное расположение,

помощь, сочувствие

Использование суждения наряду                                          с

доброжелательностью, помощью и др.

 

 

Профилактика неуспеваемости

 

Этапы урока

Акценты в обучении

1

2

1.        В         процессе

контроля                   за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить

причины отставания.

2.      При      изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять  средства  поддержания  интереса  к  усвоению  знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3.              В              ходе самостоятельной

работы    учащихся    на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и

осуществлять контроль.

4.

При            организации самостоятельной

работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими  школьниками.  Согласовать  объем  домашних

заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

В                процессе

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

контроля              за

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

подготовленность

Предложения учащимся примерного плана ответа

ю учащихся

Разрешение    пользоваться    наглядными   пособиями                        помогающими

 

излагать суть явления

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового

Применение   мер    поддержания   интереса    к    слабоуспевающим                         с

материала

вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

 

 

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование    о    рациональных   путях    выполнения                                    заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При             организации самостоятельной

работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

 

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной

мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими

взрослыми

Неправильно сформировавшееся

отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как

результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной

практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в

отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся

действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

 

 

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными

способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические

задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания

задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены

выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное,

отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично

выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны

педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не

отвечают потребности в их

приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об

окружающей действительности и не

побуждают к дальнейшей деятельности

Списки – Неуспевающие в I четверти 2023/2024 года

Класс

Учащийся

Предмет

Отметка

Преподаватель

3 2

Слепцов Ярослав Александрович

3 2

Русский язык

2

Аксентьева Е. А.

6 1

Малышев Виктор Александрович

6 1

Литература

2

Бережанская Л. А.

7 2

Красовский Роман Игоревич 7 2

Алгебра

2

Карповская Л. В.

7 2

Красовский Роман Игоревич 7 2

Геометрия

2

Карповская Л. В.

7 2

Пепеляева Александра

Евгеньевна 7 2

Геометрия

2

Карповская Л. В.

7 2

Стефанова Вероника Михайловна

7 2

Алгебра

2

Карповская Л. В.

7 2

Стриженкова Дарья Михайловна 7 2

Алгебра

2

Карповская Л. В.

7 2

Стриженкова Дарья Михайловна

7 2

Геометрия

2

Карповская Л. В.

7 2

Сахарова Арина Артемовна 7 2

Алгебра

2

Карповская Л. В.

7 2

Тонковская Эмилия Артемовна 7

2

Геометрия

2

Карповская Л. В.

9 1

Маркелов Максим Олегович 9 1

Русский язык

2

Кудрявцева Т. Ю.

9 1

Тимофеев Вадим Дмитриевич 9 1

Иностранный язык

(английский язык)

2

Арабова Н. Л.

 

 

9 3

Леонов Сергей Дмитриевич 9 3

Геометрия

2

Чупракова Е. В.

9 3

Леонов Сергей Дмитриевич 9 3

Алгебра

2

Чупракова Е. В.

9 3

Сидоренков Даниил Русланович 9

3

Геометрия

2

Чупракова Е. В.

9 3

Сидоренков Даниил Русланович 9 3

Алгебра

2

Чупракова Е. В.

9 3

Шахманов Егор Теймурович 9 3

Алгебра

2

Чупракова Е. В.

9 3

Обора Артем Павлович 9 3

Алгебра

2

Чупракова Е. В.

8 2

Балалайкин Ярослав Артемович 8

2

Алгебра

2

Зайцева Ю. В.

8 2

Балалайкин Ярослав Артемович 8

2

Геометрия

2

Зайцева Ю. В.

8 2

Москвина Мария Сергеевна 8 2

Алгебра

2

Зайцева Ю. В.

8 2

Москвина Мария Сергеевна 8 2

Геометрия

2

Зайцева Ю. В.

8 3

Коробкина Диана Александровна

8 3

Алгебра

2

Карповская Л. В.

8 3

Гаджибеков Шайдабек

Зумрудинович 8 3

Алгебра

2

Карповская Л. В.

8 3

Гаджибеков Шайдабек

Зумрудинович 8 3

Геометрия

2

Карповская Л. В.

Решение:

  1. Помощь обучающемуся в планировании учебной деятельности (планирование и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
  2. Дополнительное инструктирование обучающегося в ходе учебной деятельности.
  3. Стимулирование учебной деятельности обучающегося (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. Различные формы взаимопомощи.
  6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
  7. Своевременное информирование родителей (законных представителей) обучающегося о его неуспеваемости («Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями»;

«Положение о пропусках учебных занятий обучающимися и о деятельности педагогического коллектива по их предотвращению»).

  1. Классным руководителям собрать и сдать заместителю директора по УВР Зайцевой Ю.В. уведомление для родителей об неуспеваемости обучающихся и плане работы по ее ликвидации.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

По одиннадцатому вопросу слушали председателя МО Некрасову О.Н., которая познакомили присутствующих с организацией работы учителей над темами по самообразованию.

 

Методические темы учителей на 2023/2024учебный год

 

Фамилия, имя, отчество учителя

Название методической темы

Методическое объединение учителей начальной школы

1.

Аксентьева Екатерина Алексеевна

Формирование           основ           функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе в рамках реализации обновлённых ФГОС.

2.

Грачёва Ирина Юрьевна

Внедрение в практику работы учителя современных образовательных технологий, направленных   на   повышение   уровня

функциональной грамотности обучающихся в условиях обновлённых ФГОС.

3.

Громова Елена

Михайловна

Использование    современных    образовательных технологий на уроках гуманитарного цикла

как средство повышения уровня функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

4.

Котовская Ирина Ивановна

Использование инновационных технологий на уроках гуманитарного цикла с целью повышения    уровня    функциональной

грамотности обучающихся.

5.

Лазаренко Ирина

Александровна

Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи с целью повышения уровня

функциональной грамотности.

6.

Макарова Ирина

Александровна

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий на уроках гуманитарного цикла в начальной школе с целью  повышения  уровня  функциональной

грамотности обучающихся.

7.

Печенюк Елена

Геннадьевна

Формирование           основ           функциональной грамотности    на    уроках     русского    языка     в

начальной      школе      в      рамках      реализации обновлённых ФГОС.

8.

Сафронова Татьяна Николаевна

Проектная деятельность на уроках литературного чтения и развития речи в начальной школе как средство повышения

уровня функциональной грамотности обучающихся.

9.

Суворова Любовь

Алексеевна

Формирование основ функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной  школе  в  рамках  реализации

обновлённых ФГОС.

10.

Урюпина Марина

Анатольевна

Использование инновационных технологий на уроках        математики,       как        важнейшая

составляющая            повышения            уровня

 

 

 

функциональной грамотности у обучающихся

начальной школы.

11.

Харитонова Юлия Вильевна

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство повышения

уровня функциональной грамотности обучающихся.

12.

Шамуратова Елена

Сергеевна

Инновационная деятельность учителя, как важнейшая           составляющая           процесса организации проектной деятельности на уроках  в  начальной  школе  в  условиях

обновлённых ФГОС.

13.

Белых Ольга

Владимировна

Использование         элементов         проектной

деятельности      на      занятиях      в      группе продленного дня.

14.

Ленкова Марина

Геннадьевна

Проектная деятельность в режиме группы продлённого дня как средство развития

творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

15.

Тельных Елена

Витальевна

Формирование     функциональной     грамотности обучающихся в условиях ГПД.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

16.

Некрасова Ольга Николаевна

Проектная деятельность, развитие творческих способностей обучающихся, работа с

одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

17.

Анашкина Людмила Владимировна

Исследовательская     деятельность     на     уроках гуманитарного          цикла          как          средство

самореализации личности (в рамках ФГОС)»

18.

Бережанская Людмила Андреевна

Современные подходы к преподаванию русского языка в                                                          условиях

перехода на единые федеральные образовательные программы

19.

Кудрявцева Татьяна Юрьевна

Формирование       навыков       исследовательской деятельности    на    уроках    русского    языка    и

литературы

20.

Силиверстова Наталья Борисовна

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации

ФОП

Методическое объединение учителей _иностранного языка

21.

Виноградова Алла Павыловна

Обучение чтению в начальной и средней школе в

условиях реализации ФГОС третьего поколения

22.

Арабова Наталия Леонидовна

Нестандартные формы урока английского языка

один из способов повышения интереса к предмету

 

23.

Бочнева Ирина Геннадьевна

Современный урок английского языка в контексте реализации ФГОС нового поколения

24.

Горчакова Алина Владимировна

Концентрическое построение обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС третьего поколения

25.

Еремкина Елена Семёновна

Внеурочная деятельность по английскому языку в соответствии с ФГОС

26.

Каменская Людмила

Евгеньевна

Развитие    речевых    компетенций    в    условиях

перехода на новые ФГОС и ФОП

27.

Кинельская Анжела Юрьевна

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся методом проектов на уроках английского языка

28.

Кузнецова Екатерина Игоревна

Использование интернет-технологий на уроках

английского языка в условиях реализации новых ФГОС

29.

Мушаратова Румия Альбертовна

Использование    аутентичных    материалов    при

обучении    иностранному    языку     в     условиях реализации новых ФГОС

30.

Разумкова Ольга Владимировна

Система работы по подготовке ГИА в условиях введения ФГОС

31.

Чамур Надежда Борисовна,

Расширение лингвистического кругозора младших школьников за счет овладения новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами общения

32.

Быковская Ирина Владимировна

Использование новых педагогических технологий как средство повышения мотивации к изучению немцкого языка

33.

Дедова Галина Леонидовна

Внеурочная деятельность по немецкому языку в соответствии с ФГОС нового поколения

Методическое объединение учителей математики и информатики

 

Володских Сергей

Владимирович

Игровые технологии как средство реализации

требований обновленных ФГОС ООО, СОО.

 

Зайцева Юлия Владимировна

Обучение     информатики     на     дистанционной площадке MOODLE с учетом ФОП, ФГОС ООО и

СООО.

 

Карповская Лариса Викторовна

Педагогическое   проектирование   как    средство оптимизации      труда      учителя      в      условиях

обновленного ФГОС и ФОП

 

Носова Надежда Васильевна

Новая идеология обновленного ФГОС: реализация

системно-дополнительного            подхода            к образованию

 

Силиверстов Станислав Александрович

Практико-ориентированные задания как средство

повышения мотивации изучения обучающимися математики с учетом ФОП

 

 

Чупракова Елена Викторовна

Использование информационных технологий на уроках   математики   в    условиях   обновленного

ФГОС и ФОП

Методическое объединение учителей истории и обществознания

40.

Кудряшова Ирина Юрьевна

Задания    по   функциональной   грамотности   по истории в свете обновленных ФГОС НОО и ФГОС

СОО

41.

Шевченко Галина Федоровна

Практические           аспекты            формирования гражданской идентичности личности на уроках истории  и  обществознания  через  реализацию

системно-деятельностного подхода в обучении

Методическое объединение учителей естественного цикла

42.

Грищенко Марина Валерьевна

Преподавание химии и биологии в условиях обновления содержания образования

43.

Михайлова Елена Алексеевна

Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий

44.

Букреев Юрий Олегович

Формирование устойчивой мотивации познания-

важнейшая цель современной школы

45.

Крючкова Вера Александровна

Формирование функциональной грамотности на уроках физики при решении задач

46.

Масютенко Анастасия

Сергеевна

Формирование навыков смыслового чтения на

уроках биологии

Методическое объединение учителей технологии, музыки, ОБЖ, ИЗО, физической культуры

1.

Бережанская               Людмила Андреевна

Роль уроков ИЗО в становлении личности обучающихся в условиях перехода на единые федеральные образовательные программы

 

2.

Аскандаров                      Азмир Зейдуллахович

Индивидуальный подход на уроках физической культуры

3.

Вохта Татьяна Сергеевна

Использование активных методов обучения на

уроках физкультуры

4.

Шабасов Алексей Ильич

Повышение   качества   проведения    учебных занятий      на      основе      внедрения     новых

педагогических   технологий   инновационной деятельности

5.

Ульяничева                   Наталья Афанасьевна

Современные подходы в преподавании урока технологии в           условиях           реализации

обновлённых ФГОС

 

6.

Виноградов Игорь Николаевич

Качество образования, одно из приоритетных направлений в формировании познавательного интереса учащихся в курсе «ОБЖ» на основе внедрения новых педагогических технологий.

 

 

...Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский

 

Организация процесса самообразования педагогических работников

Методические рекомендации

 

Алгоритм работы над темой самообразования:

  • Выбор темы на основе проблемного анализа.
  • Определение цели и задач.
  • Проектирование результата работы.
  • Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
  • Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
  • Выбор источников самообразования.
  • Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях.

Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

 

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

  • актуальность;
  • учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
  • тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

 

Цели самообразования:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • расширение педагогических и психологических знаний;
  • углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;
  • овладение    достижениями    педагогической    науки,    передовой                      педагогической практики;
  • повышение общего культурного уровня.

 

Для молодых специалистов:

  • адаптация педагогической деятельности,

 

  • осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
  • формирование основ педагогического мастерства.

 

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

  • усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
  • овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
  • формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
  • применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

 

Для опытных, творческих учителей:

  • актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • развитие проектной, исследовательской деятельности.

 

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:

    • повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
    • авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
    • новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;
    • доклады, выступления;
    • дидактические, наглядные материалы, тесты;
    • методические рекомендации по применению новой информационной технологии;
    • проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;
    • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Формы представления результатов самообразования:

  • Презентация опыта работы.
  • Презентация рабочей программы.
  • Доклад.
  • Защита проекта.
  • Аналитический отчет, аналитическая справка.
  • Методическое пособие, методические рекомендации.
  • Открытое занятие.
  • Проведение семинара, консультации.
  • Занятия - практикумы (тренинги).
  • Лекция.
  • Статьи, публикации.
  • Мастер-классы.

 

Оформление материалов по самообразованию

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок,

 

личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

 

Документы по самообразованию:

  • Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).
  • План по самообразованию (ежегодный).
  • Банк информационно-методических материалов:
  • список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
  • список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;
  • библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
  • медиатека    -    аудио,    видео-    материалы,    компьютерные      программы, электронные документы.
  • Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
  • Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
  • Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
  • Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).
  • Аналитические материалы.

 

ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

 

 

строка

 

 

 

 

 

рекомендуется

Образец титульного листа

 

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №

593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Программа по самообразованию

Тема:

 

 

Составитель: Ф.И.О.,

Должность, категория

Шрифт – 12,14, Times New Roman

 

Интервал между      между      учреждений на        именованиями          учреждений                                 1

 

 

 

 

 

 

Наименование документа – шрифт рекомендуется не более 20

 

Шрифт – 12,14, Times New Roman

 

 

 

 

 

 

 

 

Шрифт – 12,14, Times New Roman

 

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Цель:

Задачи:

  1. ....
  2. ....
  3. ....

Этапы и сроки реализации программы самообразования:

Примерная структура пояснительной записки:

    • Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).
    • Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»).
    • При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.
    • Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).
    • Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).
    • Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).
  • Тезаурус (понятийный словарь).

 

Планирование деятельности по самообразованию

 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт

деятельности Предполагаем ый результат

Способ, форма

предъявлени я результата проделанной работы

1.

Диагностич еский

  • Анализ         затруднений,                      выявление проблем.
  • Анализ     состояния                  образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

1 год работ ы над темой

Выбор      темы для

самообразован ия.

Список

литературы, электронных ресурсов.

Банк

информационн о-

методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...). Педагогически е записки.

Собеседован ие                 с

администрац ией.

Обсуждение на МО.

Выступлени е                  на

педсовете.

 

– Выявление противоречий.

 

 

–  Выбор темы.

 

 

– Знакомство с локальными, областными, федеральными                              нормативно-правовыми

актами.

 

 

– Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими

ресурсами.

 

 

– Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по

теме.

 

 

– Изучение опыта работы коллег.

 

 

 

  • Определение         форм                                организации самообразования.
  • Разработка          календарного                            плана индивидуальной работы.

 

Аналитическая записка.

План индивидуально й    работы    по самообразован ию.

 

2.

Прогности ческий

  • Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.
  • Определение цели и задач работы.
  • Формулировка гипотезы.
  • Прогнозирование результата.
  • Проектирование                                                собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работ ы над темой

Программа по самообразован ию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседован ие                 с

администрац ией.

Обмен

опытом        в сетевых

сообществах

.

3.

Практическ ий

  • Подготовка материальной базы.
  • Формирование банка методических материалов.
  • Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

2-3

год

работ ы над темой

Рабочая

программа. Авторская программа. Календарно- тематичес- кое

планирование. Конспекты занятий.

Подборки упражнений,

дидактических материалов,

тестовых заданий.

Список

литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека     по теме

самообразован ия.

Мониторинг профессиональ

Собеседован ие                 с

администрац ией.

Презентация программно- методически х материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на

конференция х, семинарах городского,

областного, российского уровня.

Публикации в            СМИ,

профессиона льных сборниках, на сайте

детского дома.

Обмен

опытом        в

 

– Формирование       банка                                электронных ресурсов.

 

 

– Изучение       литературы,                      электронных ресурсов, ИКТ.

 

 

– Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

 

 

– Разработка программно-методического комплекса                                                  обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно- тематичес-

кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

 

 

– Отслеживание процесса работы по теме самообразования,                                           промежуточных результатов,   ведение   мониторинга

деятельности, развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов...

Обучение на курсах повышения квалификации.

 

ной

деятельности.

Мониторинг

развития детей. Информацион но- аналитические материалы.

сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Участие в работе творческих групп.

 

 

4.

Обобщающ ий

 

 

 

 

 

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов. Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и описание результатов по теме.

Систематизация                                               накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение                                             перспективных направлений работы.

4,      5

год

работ ы над темой

Мониторинг профессиональ ной

деятельности, развития детей. Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации. Аналитические материалы.

Аналитически й отчет.

Портфолио педагога.

Выход           на

Собеседован ие                 с

администрац ией.

Презентация программно- методически х материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие       в конференция х, семинарах различного уровня         с презентацией опыта

работы.

Публикации в             СМИ,

профессиона

 

 

 

 

аттестацию.

льных

 

 

 

 

Статьи,

сборниках, на

 

 

 

 

публикации.

сайте

детского

 

 

 

 

 

дома.

 

 

 

 

 

Обмен

 

 

 

 

 

опытом        в

 

 

 

 

 

сетевых

 

 

 

 

 

сообществах.

 

 

 

 

 

Открытые

 

 

 

 

 

занятия.

 

 

 

 

 

Проведение

 

 

 

 

 

семинаров,

 

 

 

 

 

консультаций

 

 

 

 

 

,         круглых

 

 

 

 

 

столов.

5.

Внедренчес кий

 

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В

ходе дальн ейше й

Проектная

деятельность. Методические рекомендации, пособия.

Участие       в профессиона льных

конкурсах.

 

 

 

профе

Дидактические

Публикации

ссион

разработки.

в            СМИ,

ально й

деяте льнос ти.

Конспекты занятий.

Электронные презентации. Аналитически й отчет.

Статьи, публикации.

профессиона

льных сборниках, на сайте

детского

дома,            в

сетевых сообществах,

на

 

 

образователь

 

 

ных

 

 

порталах.

 

 

Мастер-

 

 

классы.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

 

ПЛАН РАБОТЫ

Ф.И.О., должность                          

над темой по самообразованию

 
 
 

 

на                учебный год

Цель:

Задачи:

  1. ....
  2. ....
  3. ....

Этап работы над темой самообразования:

 

Направление, содержание деятельности

Сроки

Отметка

о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы.

 

 

2

Составление плана работы над темой

 

 

3

Составление списка литературы по теме

 

 

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

 

 

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

 

 

 

6

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных

педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

 

 

9

Мониторинг педагогической деятельности

 

 

 

 

10

Подготовка выступлений на ...

 

 

11

Участие в ...

 

 

12

Систематизация материалов по теме

 

 

13

Создание ...

 

 

14

Формирование банка...

 

 

15

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию

 

 

ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Ф,ИО, должность                                                                          за 20     - 20     уч.г.

  1. Литература, изученная по данной

проблеме:                                                                                              

  1. Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам:

 
 
 

 

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы:

 
 
 

 

г) другое                                                                                                            

  1. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования

 
 
 

 

  1. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию:

 
 
 

 

а) какие методы, формы использовали?

 
 
 

 

б) какой результат достигнут?

 
 
 

 

  1. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию: а) составление списка литературы, ее изучение

 
 
 

 

б) обобщение диагностического материала

 
 
 

 

в) выступление на МО, педсовете и т.д.

 
 
 

 

г) обобщение опыта

 
 
 

 

другое                                                                                                                

 

Решение:

    1. Принять к сведению.
    2. Организовать работу по данному направлению на методических объединениях.

Голосовали: «за» - 12 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

 

С решением согласны:

 

  1.                                                            /                                                   

 

  1.                                                            /                                                   
  2.                                                            /                                                   
  3.                                                            /                                                   
  4.                                                            /                                                   

 

  1.                                                            /                                                   

 

  1.                                                            /                                                   

 

  1.                                                            /                                                   

 

  1.                                                            /                                                   

 

  1.                                                          /                                                   

 

  1.                                                        /                                                     

 

  1.                                                        /                                                     

 

 

 

Секретарь:                                                    /Силиверстова Н.Б./