|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО и ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное учреждение социального обслуживания
Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
« Большщелогский центр помощи детям»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «Воспитатель»
Протокол № 3 26 /май/ 2021
|
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета
Протокол № 4 25 /август/ 2021
|
УТВЕРЖДЕНО директор ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям Приказ № 83/2 30 /август/ 2021
________И.А.Ремишевская |
Внесена корректировка
в соответствии письма
Министерства просвещения РФ
от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06
"Об актуализации примерной
рабочей программы воспитания"
приказ № 72/1 от 29.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021 – 2025 гг.
воспитание, как "... деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства..."
Оглавление
Пояснительная записка |
стр. 3 |
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Методологические подходы и принципы воспитания 1.2. Цель и задачи воспитания
|
стр. 4 – 15 |
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.2.Воспитывающая среда ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям
|
стр. 15 - 30 |
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
активной жизненной позиции воспитанников
3.5.1. Нормативно – методическое обеспечение реализации модуля «Дошкольное образование» 3.5.2. Материально – техническое обеспечение реализации модуля «Дошкольное образование» 3.5.3. Виды, формы и содержание деятельности
|
стр. 30 - 45 |
Календарно – тематический план воспитательной деятельности |
Приложение 1 |
Календарный план воспитательной работы с воспитанниками - дошкольниками |
Приложение 2 |
Пояснительная записка
Программа воспитания государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Большелогский центр помощи детям №8» (ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям) разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).
Данная Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в учреждении, разработана с учётом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности процесса воспитания и образования, осуществляемом в учреждении, предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения личностных результатов, определённых ФГОС, реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с социальными институтами воспитания. Программа воспитания предусматривает приобщение детей и подростков к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания является обязательной частью общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования, дошкольного образования и призвана обеспечить формирование у детей и подростков основ российской идентичности; готовность к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности учреждения.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программы отражают готовность детей руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный и предназначена для реализации с воспитанниками учреждения в возрасте от 3 до 18 лет.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками отношений в части воспитании являются педагогические работники учреждения, воспитанники учреждения, замещающие семьи и, воспитывающиеся в них дети и подростки, волонтеры, представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания в учреждении определяются содержанием российских гражданских (базовых, национальных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания воспитанников включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями.
Воспитательная деятельность в учреждении реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества.
Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системно - деятельностный подходы:
ными чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка.
Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:
- инклюзивности: процесс воспитания организовывается таким образом, что все воспитанники, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.
Цель воспитания - создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации детей и подростков на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях дошкольного образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне дошкольного образования.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета «выпускника» дошкольника» и «Портрета гражданина России».
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
Задачи:
Задачи:
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в семейно – воспитательной группе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
Содержание модуля реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
Дошкольный возраст
Направления воспитания |
Целевые ориентиры |
Гражданское. Патриотическое |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. |
Духовно- нравственное |
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое |
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое |
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
Трудовое |
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое |
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе, собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. |
Познавательное |
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
Целевые ориентиры результатов воспитания (школьный возраст)
Направления воспитания |
Целевые ориентиры |
Гражданское |
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизнедеятельности учреждения, семейно – воспитательной группы, класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое |
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно- нравственное |
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведе- ние и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению.
|
Эстетическое |
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое |
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет- среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт. Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое |
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в учреждении, школе) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое |
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Познавательное |
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности. |
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1.Уклад ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям
Организация воспитательной деятельности опирается на уклад, сложившийся на основе согласия всех участников воспитания относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности.
ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям – государственное учреждение казенного типа. Большелогский центр помощи детям, расположен в хуторе Большой Лог Аксайского района, Ростовской области, в непосредственной близости от города- героя Ростова на Дону, столицы Донского казачества Старочеркасска, военно-исторического урочища Каплица. Социокультурная среда хутора сохраняет внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе, чувство патриотизма и любовь к России. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к старшим, людям труда, взаимопомощь, любовь к природе. Воспитатели в большинстве - местные жители, знают особенности местного колорита, что способствует усилению развития чувства принадлежности к родной земле и передаче этого чувства воспитанникам.
В центре работают социальные педагоги, логопеды, дефектолог, психологи.
В процессе воспитания личности каждого ребенка центр сотрудничает с Большелогской сельской администрацией, КДН, ПДН «Пожарной частью», воинской частью 5212, школой Искусств, редакцией газеты «Победа» НКО и благотворительными фондами, центр также взаимодействует с образовательными и спортивными организациями Аксайского района.
Воспитанники принимают участие в конкурсах, проектах разного уровня: муниципальном, региональном, Всероссийском, Международном.
Весомый вклад в воспитание детей делают библиотеки Аксайского района и собственная библиотека.
Процесс воспитания в ГКУСО РО Большелогском центре помощи детям основывается на следующих принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке при нахождении его в ГКУСО РО Большелогском центре помощи детям;
- Совместное решение личностно и общественно значимых проблем -личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития ребенка, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника, организация основных совместных дел воспитанников и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых и детей;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности воспитанников осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
- Полисубъектность воспитания и социализации - воспитанник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнѐрства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации воспитанников в общественно значимой деятельности;
- Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в ГКУСО РО Большелогском центре помощи детям детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определѐнный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашем центре формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет воспитанникам сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
- Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равно-правного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, законными представителями, воспитателем и другими значимыми взрослыми;
- Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в учреждении для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия воспитанников и педагогов;
- Следование нравственному примеру - содержание воспитательного процесса наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития воспитанника имеет пример воспитателя, его внешний вид, культура общения и т.д.
Все направления воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Основными традициями воспитания в ГКУСО РО Большелогском центре помощи детям являются следующие:
- ключевые общедомовые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- ступени социального роста воспитанников (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
- конструктивное межличностное, межгрупповое и межвозрастное взаимо-действие воспитанников, а также их социальная активность;
- педагоги ГУСО РО Большелогский центр помощи детям ориентированы на формирование коллективов в рамках групп, кружков, студий, секций на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в центре является воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Учреждение, его структурные подразделения в своей деятельности руководствуются Положениями и лицензиями, режимом жизнедеятельности.
Проживание воспитанников организовано по принципу семейного воспитания в семейно-воспитательных группах и формируется по принципу проживания и пребывания в группе детей разного возраста, совместного проживания полнородных братьев и сестер.
В центре созданы 3 семейно-воспитательные группы на 24 местА. Объемы и формы предоставляемых социально-бытовых услуг соответствуют п.5.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52888-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям», ГОСТ Р 56061 – 2019 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» и направлены на обеспечение жизнедеятельности детей в учреждении, их подготовку к самостоятельной жизни.
За каждой семейно-воспитательной группой закреплено два постоянных воспитателя, работающих по графику.
Все воспитанники имеют юридически установленный статус. Личные дела сформированы в соответствии с требованиями Правил ведения личных дел. Воспитанники, помещенные под надзор временно на период до их устройства на воспитание в семью или на период обучения, имеют программы социальной реабилитации, реализуется индивидуальный план развития и жизнеустройства.
Прием, продление сроков пребывания воспитанников в учреждении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материальное обеспечение воспитанников осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
100 процент воспитанников стоят в Банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Информирование граждан о воспитанниках, подлежащих передаче на воспитание в семью, осуществляется через участие учреждения в социальных проектах телекомпании «Дон-ТР».
Утверждена структура деятельности учреждения. Работа в новых условиях потребовала внесение изменений в штатное расписание, должностные инструкции и режим функционирования.
В отношении выпускников, замещающих семей создана служба сопровождения с закрепленным функционалом специалистов в штатном расписании.
Образовательные услуги оказываются в рамках образовательного структурного подразделения. Воспитанники получают дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование:
- дошкольное образование в учреждении;
- начальное, основное, среднее общее образование в близлежащих муниципальных общеобразовательных организациях.
Содержательная часть системы дополнительного образования «Кладовая радости» представлена двумя блоками «А у нас во дворе» и «Нам дома не сидится», охватывает 100 процентов воспитанников. 80 процентов воспитанников стали лауреатами и дипломантами российских дистанционных конкурсов.
Создано единое образовательное и воспитательное «поле успеха» с учреждениями социума, что сказалось на улучшении уровня оптимально допустимого развития личности ребенка, сформированности устойчивых навыков ЗОЖ, снижении уровня конфликтности, получении стабильного профессионального образования.
Социальные услуги предоставляются учреждением в рамках Национальных стандартов «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям», «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг».
Основными традициями воспитания в учреждении являются следующие:
- ключевые (традиционные) дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и воспитанников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов на формирование коллективов в рамках семейно – воспитательных групп, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в учреждении воспитателя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Социально-психологические услуги по сопровождению детей, помещенных в учреждение под надзор и по заявлению законных представителей, регламентированы Положением о структурном подразделении семейно-воспитательных групп, планом работы психологической службы, графиком работы педагога-психолога.
Основными направлениями работы являются:
- педагогическое просвещение, аналитическая деятельность.
Работа по сопровождению воспитанника строится на основании ИПРЖ, программ социально-педагогической направленности: «Жить в мире с собой и другими», «Познай себя», «Выбор профессии – дело серьезное», «Дорога домой». Учет деятельности педагога-психолога ведется в Журналах.
Образовательный и профессиональный уровень педагогов соответствует стандартам.
Педагогическое направление деятельности основано на принципах личностно-ориентированного подхода. Используемые технологии воспитательного, коррекционно-развивающего процессов адекватны уровню личностного развития воспитанника. В группах создана определенная модель жизненных отношений:
- разновозрастное комплектование групп с учетом родственных отношений;
- организация проживания детей, максимально приближенная к семейной;
- создание развивающей предметной среды;
- развитие семейных традиций;
- формирование умений и навыков взаимодействия с различной социальной средой;
- подготовка к различным трудовым действиям, семейной жизни;
- развитие творческой деятельности.
Воспитательные мероприятия разумно размещены во времени, организация обучения, воспитания, развития и реабилитации воспитанников строятся в рамках годового календарного планирования, ежедневных планов работы педагогов и циклограммы занятости воспитанников, рабочих программ.
В центре рабочей программы воспитания модуль «Дошкольное образование», в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных в ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Воспитанник способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В модуле «Дошкольное образование» описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками - дошкольниками.
Модуль «Дошкольное образование» содержит пять вариативных частей:
Воспитанники – дошкольники проживают в семейно – воспитательных разновозрастных группах, где находятся несовершеннолетние от 3 – 18 лет.
Дошкольники участвуют в совместной жизнедеятельности всего детского коллектива, имеют возможность для осуществления сетевого взаимодействия с социальным окружением ГКУСО Большелогского центра помощи детям (образовательные учреждения, которые посещаю воспитанники – учащиеся; спортивная и музыкальная школы, театр и кинотеатр, музеи и выставочные залы и т.д.).
Учреждение, в котором воспитываются дошкольники, располагает базой, способствующей полноценному развитию воспитанника дошкольника: музыкальный зал, кабинет психолога с уголком психологической разгрузки, , большая территория двора со спортивной зоной, кабинет социального педагога. Все помещения учреждения находятся в пользовании воспитанников – дошкольников. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации модуля «Дошкольное образование» как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, администрация учреждения - опекун воспитанников, как гарант реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, где ранее воспитывались дети, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к деятельности ребенка в целом, его развитию, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Основной целью педагогической работы в ГКУСО РО Большелогском центре помощи детям всех педагогов – специалистов является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы в учреждении, так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение педагогов – специалистов учреждения к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся «родительские» собрания, заседания МО «Воспитатель», консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются педагоги – специалисты и сотрудники к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.
центра помощи детям
Механизмом полноценного развития ребёнка является его деятельность. Для обеспечения полноценного развития ребёнка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.
В учреждении проводится кропотливая работа по созданию духовной и материальной развивающей среды, которая необходима для развития, формирования и становления личности ребёнка и его будущей взрослой жизни. Материальная среда проявляется в создании бытовых условий воспитателя совместно с детьми. Это и подготовка к новому году, украшение интерьера семьи, ремонт квартиры, изготовление различных поделок, салфеток и т.д. Всё это происходит под руководством воспитателя. Во-вторых, в создании такого типа отношений, при которых происходит формирование у детей положительных навыков, в том числе санитарно-гигиенических.
Большое внимание уделяться трудовому воспитанию детей и формированию у них позитивного отношения к трудовой деятельности. Необходимо развивать потребность к самообслуживанию, умению доводить начатое дело до конца, обучать правилам экономии. При проектировании развивающей среды учитывается тот факт, что строго определить для ребёнка его жизненную среду невозможно, так как он меняется, «перерастает», становится другим. В связи с этим уделяется внимание дизайну зоны ближайшего окружения детей. В каждой группе – квартире детям предоставлена возможность изменять окружающую их среду в соответствии со своими вкусами и настроением. Работа по духовному развитию ребёнка просматривается через особенности общения педагога с детьми, уровне и культуре общения. Ещё одним аспектом воспитывающей среды является открытость культуре. Организовано взаимодействие с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, учреждениями спорта и молодежной политики. Таким образом, воспитывающая среда заключается в обеспечении разных видов активности, условий для самостоятельной деятельности, условий для собственного саморазвития каждого ребёнка.
Основные воспитывающие общности:
- детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития ребенка, где он апробирует, осваивает способы поведения, обучается вместе учиться, играть, трудиться, достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель – создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать стремление и умение помогать друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями достигать цели. В учреждении обеспечивается возможность взаимодействия воспитанников разных возрастов. Детские общности также реализуют воспитательный потенциал поддержки детей с ОВЗ;
- детско-взрослые. Воспитанники сначала приобщаются к правилам, нормам, способам деятельности взрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Основная цель — содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников;
- профессиональные. Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками учреждения, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Требования к профессиональному сообществу учреждения:
- соблюдение норм профессиональной педагогической этики;
- уважение и учёт норм и правил уклада, их поддержка в профессиональной педагогической деятельности, в общении;
- уважение к детям, коллегам и гостям учреждения;
-знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, общение с ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов и прав;
- внимание к каждому ребенку, умение общаться и работать с учетом индивидуальных особенностей каждого;
- быть примером для воспитанников при формировании у них ценностных ориентиров, соблюдении нравственных норм общения и поведения;
- побуждать воспитанников к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, ответственность.
|
Модуль «Будущее России»
|
духовно-нравственное воспитание - на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
|
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
|
|
|||
![]() |
Модуль «Экскурсии и походы»
|
![]() |
Модуль «Здоровый образ жизни»
|
|
|
|
Модуль «Организация предметно – эстетической среды»
|
Модуль «Дополнительное образование»: Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие адаптированные программы в соответсвии с лицензией на право ведения занятий дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых. Регистрационный номер 6211 от 16.02.2016. художественно-эстетической направленности; социально – гуманитарной направленности; эколого-биологической направленности; социально-педагогической направленности; физкультурно-спортивной направленности; социально-экономической направленности; психолого-педагогической направленности; духовно-нравственной направленности. |
![]() |
||||||
![]() |
||||||
![]() |
||||||
|
||||||
![]() |
Модуль «Групповые мероприятия» воспитательские часы – деятельность в семейно – воспитательной группе
|
традиционные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все дети |
Модуль «Ключевые (традиционные) мероприятия»: |
Профилактика девиантного поведения, самовольных уходов из учреждения, конфликтов между детьми, детьми и педагогами — направление деятельности, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
|
Модуль «Профилактика и безопасность» |
трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
|
Модуль «Трудовое воспитание» |
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
Модуль «Дошкольное образование» |
В модуле «Дошкольное образование» описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками - дошкольниками. Модуль «Дошкольное образование» содержит пять вариативных частей:
|
![]() |
|||
![]() |
|||
Инвариативные модули
Основные дела
Реализация воспитательного потенциала основных дел предусматривает:
Воспитательские часы – деятельность в семейно – воспитательной группе
Реализация воспитательного потенциала деятельности предусматривает:
Реализация воспитательного потенциала деятельности в учреждении осуществляется через реализацию программ кружковой деятельности, посещение секций и занятий в учреждениях дополнительного образования, спортивных секций
К деятельности в семейно – воспитательных группах относим мероприятия, планируемые воспитателями, направленными на вовлечение каждого ребенка в посильную деятельность, оказание помощи, наблюдение за поведением, при необходимости коррекция поведения и навыков взаимодействия. К групповым делам относится Дни именинника, экскурсии, беседы, воспитательские часы, коррекционные занятия, контроль за успеваемостью, мотивирование и поддержка в трудной ситуации, участие в конкурсах и викторинах, организация встреч с выпускниками и ветеранами, проведение часов общения - плодотворного и доверительного общения педагога и воспитанников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения, организация игровой деятельности и самоорганизации.
Мероприятия вне учреждения
Реализация воспитательного потенциала мероприятий предусматривает:
- организуемые воспитателями экскурсии, тематические походы в учреждения культуры, в развлекательно-познавательные учреждения;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
- любые мероприятия, планируемые и проводимые за пределами учреждения.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда является частью уклада и способом
организации воспитательной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:
- оформление помещений государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
- оформление в учреждении памятных стендов;
- размещение на стенде творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях;
- благоустройство, озеленение прилегающей территории, спортивных и игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно зон, свободное, игровое пространство, зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в библиотеке, находящейся в семейно - воспитательных группах стеллажей свободного пользования;
- благоустройство групповых и спальных комнат;
- событийный дизайн: оформление пространства проведения праздников, церемоний, творческих вечеров.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с ОВЗ и инвалидов.
Соуправление
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитанники имеют право на участие в управлении жизнедеятельности учреждения в порядке, установленном уставом (ст. 34 п. 17).
Поддержка детского соуправления в учреждении помогает воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. В учреждении имеется группа воспитанников (старшие), которые привлекаются к обсуждению организационных вопросов, проведению мероприятий. В каждой семейно – воспитательной группе распределены роли, которых придерживаются дети и выполняют обязанности в соответствии с выбранной ролью.
Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения, самовольных уходов из учреждения, конфликтов между детьми, детьми и педагогами — направление деятельности, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает:
- целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска воспитанников по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с привлечением специалистов МВД, органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, следственного комитета, шефов воинской части;
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными воспитанниками, так и с их окружением, сообществами группы и класса, сверстников, учреждения и школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение детей и подростков в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности;
- организацию работы по развитию у воспитанников навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению.
Социальное партнёрство
- привлечение к проведению мероприятий в рамках программы воспитания МБОУ СШОР №2, Городская общественная организация «Федерация батута и спортивной акробатики г. Новочеркасска», МБОУ ДО «Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского», Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Донской императора Александра III казачий кадетский корпус», частное учреждение дополнительного образования учебный центр «Легион», муниципальное автономное учреждение городской спортивный центр «Ермак», В/Ч полка 163;
- разработка и реализация совместных проектов, акций, мероприятий.
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников.
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
- циклы профориентационных часов, направленных на подготовку к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в организациях профессионального образования;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование педагогом-психологом по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии.
Вариативные модули
Детские общественные объединения
Воспитанники учреждения являются участниками таких объединений, как:
Участие в общественных объединениях дает возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения, получить важный для личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу, развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать.
Добровольческая деятельность
Воспитанники являются участниками волонтерского движения. Проводят акции: поздравление ветеранов, оказание посильной помощи, уборке памятников, проведение профилактической работы с населением города.
Я – житель Донского казачества
Цель - реализация воспитательного потенциала (военно)-патриотической работы в целях формирования осознанного представления о причастности к доблестной истории, культуре, быту, профессиональной среде, экономике и политике родного края, ощущения донского как исключительного и ценного, дорогого; желания продолжать свой жизненный путь в регионе/муниципалитете, настроя на созидание, сохранение, преумножение и защиту малой (и большой) Родины.
В рамках модуля реализовываются мероприятия:
Направления реализации модуля |
Виды и формы деятельности в данном направлении |
Организация деятельности педагогического коллектива по созданию эффективной (военно)- патриотической среды |
- Реализация Календаря памятных и значимых дат истории России, Ростовской области, города Новочеркасска;
|
Проведение исследований (мониторинга) сформированности патриотических чувств, представлений |
|
Проведение пропедевтической, в т.ч. правоохранительной, работы с воспитанниками. |
|
Разработка и реализация педагогами программ, направленных на патриотическую работу социокультурного, творческого, туристско-краеведческого, военно- спортивного, исследовательского (в т.ч. археологического) и иных направлений. |
|
Вовлечение воспитанников в регулярную патриотическую деятельность в рамках курса «Разговоры о важном» |
соревнованиях на базе центра туризма, проведению акций по уборке памятников и улиц города. |
Содействие широкому распространению индивидуального, коллективного и иного позитивного/продуктивного опыта военно- патриотической деятельности. |
|
Предоставление возможности для причастности каждого ребенка к патриотическим процессам и событиям федерального, регионального и муниципального планов: анонсы, релизы, рефлексивные сессии, коллективные письма, шествия, акции. |
- участие в муниципальных событиях: День Победы, День памяти и скорби, День защитника Отечества, акциях |
|
«Обелиск», «Вахта памяти», «Письмо солдату», Дни героев Отечества;
|
Предупреждение мер и активностей, предполагающих навязывание и, следовательно, дискредитацию военно- патриотической деятельности. |
|
Подготовка регулярного и ситуативного воспитательного контента. |
- оформление тематических стендов в семейно – воспитательных группах |
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Для кадрового потенциала учреждения характерны стабильность состава. Это обеспечивает более качественное и результативное воспитание и социальное развитие воспитанников. Наличие большей части специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует достижению намеченных задач, а также возможности внедрения новых эффективных подходов к воспитанию.
Педагогические кадры |
2022-2023 |
администрация |
5 |
педагоги, из них: |
14 |
воспитатель |
6 |
педагог-психолог |
2 |
учитель-логопед |
1 |
социальный педагог |
2 |
инструктор по труду |
- |
музыкальный руководитель |
1 |
педагог доп. образования |
1 |
инструктор по физ-ре |
- |
педагог-организатор |
1 |
старший вожатый |
- |
Образование |
|
Высшее |
11/33,3% |
Средне - специальное |
3/53,3% |
|
|
Категория |
|
Высшая |
12/71,3% |
Первая |
2/ 22,6% |
Вторая |
|
Аттестованные на соответствие занимаемой должности,
|
100% |
Курсы повышения квалификации - 100% педагогов.
Все педагоги своевременно проходят обучение по повышению квалификации.
В учреждении проводится работа по повышению уровня педагогического мастерства: создаются комфортные условия для привлечения молодых специалистов; обеспечивается возможность прохождения педагогами переквалификации; создаются условия самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; оснащается материально - техническая база учреждения. При планировании работы с кадрами учитываются: нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания; основные направления воспитательной работы, сложившиеся в учреждении; возрастные и особенности развития воспитанников детей, оставшихся без попечения родителей; уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач.
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется на основании следующих документов: адаптированные программы ДО ( приказ ОД № 59 от 2206.2022 «О программно – методическом и ресурсном обеспечении образования, воспитания и развития личности воспитанников на новый 2022 – 2023 учебный год»)
Адаптированные программы, Направленность |
Название |
Руководитель |
Художественно-эстетическая |
«Изостудия «Астры» |
Хомицкая Т.М., педагог дополнительного образования |
Эколого-биологическая |
«Флористика» |
Свеженец М.А., педагог дополнительного образования, воспитатель |
Социально-педагогическая |
«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни» |
социальный педагог Нагорная С.В. |
Семенюк Н.В., педагог-психолог |
||
Физкультурно-спортивная |
«Мир спорта» |
Юнусов В.Ф., инструктор по физкультуре. |
Социально-экономическая |
«Тренировочная комната» |
Нагорная С.В. социальный педагог |
Психолого-педагогическая |
«Песочная терапия» |
Педагог –психолог |
Духовно-нравственная |
Театр малых форм |
Нагорная С.В., педагог дополнительного образования |
Ежедневные планы работы, должностные инструкции педагогов.
В учреждении воспитываются дети с ОВЗ и дети - инвалиды, поэтому особыми задачами воспитания являются:
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого ребенка.
активной жизненной позиции воспитанников
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности воспитанников призвана способствовать формированию у них ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности строится на принципах:
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни учреждения, качеству воспитывающей среды;
Формы поощрения: индивидуальные, групповые; оформление портфолио воспитателями. Благотворительная поддержка групп детей, при подготовке и проведении воспитательных дел, мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности.
МОДУЛЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Модуль «Дошкольное образование» обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающего:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка воспитателей по вопросам воспитания;
− создание уклада семейно – воспитательной группы и учреждения в целом, отражающего сформированность готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности. Уклад направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения модуля «Дошкольное образование» рабочей программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров модуля;
− учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Воспитательный процесс в учреждении с воспитанниками дошкольниками строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке, приоритета безопасности ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей и педагогических работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.5.2. Материально-техническое обеспечение реализации
модуля «Дошкольное образование»
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению рабочей программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику работы с воспитанниками - дошкольниками, специальные потребности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в работе с воспитанниками – дошкольниками - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы с воспитанниками – дошкольниками на текущий учебный год.
3.5.3. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:
Формы организации деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующей вариативной части.
МОДУЛЯ «Досуговая деятельность
Общие требования к условиям реализации
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие адаптированные программы в соответствии с лицензией на право ведения занятий дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых. Регистрационный номер 6215 от 16.02.2016.
На основании:
В соответствии с реализацией предлагаемого комплекса мероприятий по развитию дополнительного образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Дополнительное образование воспитанников не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей, это особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с воспитанниками
Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация плана мероприятий комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагает применение нестандартных форм и методов работы с воспитанниками, т.к. воспитывающая деятельность дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым воспитанником, с учетом возрастных особенностей, соматического и психического состояния здоровья и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться (вновь прибывший воспитанник), занять в детском коллективе достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности воспитанника;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в воспитаннике психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у воспитанника адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
– создает условия для развития творческих способностей воспитанника.
Основные критерии формирования и развития детского коллектива, группы воспитанников:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы (открытые занятия в рамках Копилки педагогических идей), в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) активная поддержка и развитие в творческом процессе наставничества, когда старший воспитанник помогает младшему или вновь прибывшему.
Такая система в учреждении способствует гуманизации отношений в коллективе, формирует условия, позволяющие объединить детей и взрослых.
Основные задачи в процессе досуговой деятельности:
−формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
−организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
−организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования воспитанников;
−приобщение воспитанников к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям;
−обеспечение развития личности и её социально- психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
− воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
− развитие воспитательного потенциала семейно – воспитательной группы (семьи);
− поддержка социальных инициатив и достижений воспитанников.
В учреждении, через дополнительное образование, через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:
1. основы профессионального воспитания;
2. основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание воспитанников включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.
- Культура организации своей деятельности.
- Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.
- Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов.
- Знание и выполнение профессионально-этических норм.
- Понимание значимости своей деятельности, как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- Коллективная ответственность.
- Умение взаимодействовать с другими членами коллектива.
- Толерантность.
- Активность и желание участвовать в делах детского коллектива, в жизнедеятельности учреждения.
- Стремление к самореализации социально адекватными способами.
- Соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи. Предметные:
- содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания;
- предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих и спортивных объединений различной направленности;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности воспитанника, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
Личностные:
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения воспитанников к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.
Метапредметные:
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений воспитанников через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии с социумом;
- совершенствование системы работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии воспитанников, которые они приобрели в процессе занятий дополнительного образования.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом воспитанников (семейно – воспитательная группа):
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала воспитанников в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своей группе (семье), учреждению, городу.
2. работа с педагогическим коллективом:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы спедагогами (заседания МО «Воспитатель», открытые занятия в рамках «Копилка педагогических идей», участие в конкурсах, повышения уровня педагогического мастерства через участие в семинарах, вебинарах,курсах повышения квалификации);
- содействие сплочению педагогического коллектива и вовлечение в жизнедеятельность учреждения (организация и проведение открытых занятий, тематических и концертных мероприятий, традиционных мероприятих в учреждении, конкурсах походов в течение года);
- распространение опыта работы, используя СМИ, через интернет.
Вариативность адаптированных дополнительных программ позволяет обеспечивать многообразие видов деятельности, областей знаний, которые максимально способствует удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой реализации в зависимости потребностей воспитанников и педагогов.
Воспитание на занятиях осуществляется преимущественно через:
- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях воспитанников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Функции педагогов, ответственных за проведение занятий по адаптированным программам ДО:
1. Воздействие на воспитанников:
- изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его интересов и возможностей;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности индивидуальных воздействий.
2. Создание воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благотворной эмоциональной обстановки;
- включение воспитанников в разнообразные виды дельности;
- развитие детского самоуправления, наставничества.
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений: - консультативная помощь;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими учреждениями социума.
Планируемые результаты
Предметные:
• совершенствование системы дополнительного образования, создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
•преемственность уровней и ступеней дополнительного образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы на занятиях дополнительного образования.
Основные параметры |
Критерии |
Контроль за воспитательным процессом на занятиях ДО
|
1. Всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса, координация работы в соответствии с поставленными задачами. 2. Выявление результатов педагогической деятельности, положительных и отрицательных тенденций в организации воспитательного процесса, корректировка и устранение негативных тенденций, трансляция (распространение) педагогического опыта. 3.Осуществление контроля над исполнением законодательства в области воспитания, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых, локальных актов, принятие мер по их пресечению. 4. Оказание методической помощи педагогам в процессе контроля. |
Мониторинг воспитательной деятельности |
1.Сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике показателей качества воспитания. 2.Отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством воспитания. 3. Динамика устойчивого развития воспитательной системы на уровне учреждения |
Методическая работа |
Активное включение педагогов в научно-методическую и инновационную практическую деятельность в рамках реализации программы воспитания. 2. Внедрение в педагогическую практику современных методик и педагогических технологий. 3. Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности воспитанника. 4. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы педагогов. |
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательного процесса является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в каждой группе.
Анализ проводится воспитателями вместе с заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития детей является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?
Состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности могут быть анкетирования, наблюдение и беседы. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством деятельности:
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.
Самоанализ в учреждении воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется два раза в год.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками, педагогами и сотрудниками учреждения;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие воспитанников – это результат как социального воспитания (в котором учреждение участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в учреждении воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития воспитанников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития каждого воспитанника и семейно - воспитательной группы в целом.
Осуществляется анализ воспитателями и педагогами – специалистами совместно с заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения «Воспитатель» или педагогическом совете учреждения.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития является результат мониторинга личностного развития воспитанников.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе (раз в квартал «Критерии эффективности деятельности»). Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения или педагогическом совете учреждения.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общих ключевых дел;
- качеством совместной деятельности воспитателей и их групп;
-качеством совместной деятельности воспитателей и педагогов- специалистов
- качеством организуемой в учреждении досуговой деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала групповых и традиционных мероприятий;
- качеством проводимых в семейно – воспитательных группах экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы;
-качеством организации предметно-эстетической среды семейно – воспитательных групп;
- качеством взаимодействия со школами города;
- качеством совместной деятельности с окружающим социумом;
- качеством участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях разного уровня.
На основании критериев эффективности деятельности воспитателей и педагогов – специалистов, самоанализа деятельности каждого педагога составляется (раз в год) общий анализ воспитательной деятельности учреждения и выставляется на сайт учреждения в «Публичном отчете директора».